Еврейская земледельческая колонизация в СССР… Продолжение
Марк Эпштейн: «Человек с косой». Бумага, тушь. 1927 г. Из серии «Еврейские колхозы. Крым»
В начале XX века Российская империя стала эпицентром движения, направленного на формирование современного еврейского искусства. За короткий, но плодотворный период молодое поколение художников, прекрасно знакомых с достижениями как западного авангардного искусства, так и еврейской традиционной культуры, сумело синтезировать уроки кубизма, футуризма и экспрессионизма с пластическими качествами народного орнамента, который в то время открывали этнографические экспедиции. В значительной степени этот проект стал возможным благодаря усилиям Культур-Лиги – организации, основанной в Киеве в 1918 году с целью развития еврейской светской культуры на идише. Её художественная секция определила контуры нового национального стиля посредством выставочной, издательской и образовательной деятельности. Когда в конце 1920 года коммунистическая партия взяла Культур-Лигу под свой контроль, многие ее участники покинули Киев и поселились в других городах. Среди тех, кто решил остаться, был скульптор и график Марк Эпштейн – один из основателей и первых преподавателей художественной студии Культур-Лиги.
В 1924 году студия перешла в подчинение Евсекции и получила новое название: «Еврейская художественно-промышленная школа». Там Эпштейн занимал пост директора вплоть до закрытия учреждения в 1931 году. Под его руководством студенты обращались преимущественно к темам местечкового быта, но не только. Согласно краткому сообщению, опубликованному в журнале «Советское искусство», летом 1927 года Эпштейн и его ученики отправились в еврейские колонии Крыма, чтобы делать зарисовки с натуры. Как показала предыдущая серия Рыбака, тема «нового еврея», работающего на земле, была актуальна как для советских властей, продвигавших кампанию по переселению, так и для художников, интересующихся современной еврейской жизнью. На решение предпринять эту командировку ещё мог повлиять тот факт, что киевская школа частично финансировалась Джойнтом – американской благотворительной организацией, активно участвовавшей в процессе земледельческой колонизации.
Один из рисунков тушью, сделанных Эпштейном во время поездки в Крым, находится сейчас в собрании МИЕВРа. В центре листа представлена фигура стоящего колониста, держащего косу. Трактовка максимально лаконичная и беглая, но при этом в наброске преобладает ощущение объёмности и монументальное чувство формы. Массивный торс, босые ноги и мощные руки служат акцентными точками композиции, тем самым привлекая внимание к метаморфозе еврейской телесности при новых обстоятельствах. Несмотря на очевидную физическую силу этого косаря, изображение не совсем вписывается в героическую модель, распространенную в официальном искусстве и визуальной культуре: статичная поза героя, лишённая пафоса, скорее намекает на усталость неопытного земледельца после тяжёлого рабочего дня.