Еврейская земледельческая колонизация в СССР… Продолжение

Иссахар Бер Рыбак: «Вечернее настроение» и «Синагога в бараке». Альбом литографий «На еврейских полях Украины» (1926 г.).
Графический альбом «На еврейских полях Украины», изданный в Париже в 1926 году, стал результатом двухмесячного путешествия Иссахара Бера Рыбака по еврейским колониям Херсона и Крыма летом 1925 года. До своего короткого возвращения в Советский Союз художник провёл три года в Берлине, где не только участвовал в модернистских кружках, но и разрабатывал рекламные материалы для ОРТа – благотворительной организации, занимающейся предоставлением восточноевропейским евреям навыков и оборудования, необходимых для работы в промышленности и сельском хозяйстве. Сотрудничество с ОРТом позволило Рыбаку быть в курсе процесса земледельческой колонизации, происходящего в СССР, и, вероятно, зажгло в нем желание увидеть эксперимент своими глазами.
В предыдущих литографических альбомах, таких как «Штетл. Мой разрушенный дом. Воспоминание» (1923 г.), художник стремился передать опыт еврейской жизни в местечке через особый формальный лексикон. Тёмные тона, экспрессионистское искажение фигур и нарушение традиционной перспективы породили мрачные образы, на основе которых лежала постоянно присутствующая угроза погромов. Напротив, идея возрождения евреев на земле, предложенная в парижском альбоме, опиралась на мягкие штрихи, высокий тоновой ключ и большую натуралистичность.  
Один из самых интересных моментов в этом альбоме касается перехода от старого мира к новому, ведь переселенцы несли с собой культурное наследие, которое нелегко вписывалось в их новое окружение. Литография под названием «Вечернее настроение» синтезирует это противостояние в мотиве сломанного шкафа на открытом воздухе – предмета, который владельцы привезли из местечка, не подозревая, что он не поместится в скромных хижинах крымской степи. Подобное проявление штетла в мире советского еврейства можно увидеть и на листе «Синагога в бараке» – редком для периода государственного атеизма изображении. Намекая на условную трактовку пространства, свойственную серии «Штетл», художник представляет импровизированную синагогу как хрупкое хранилище традиций посреди полей. 
«На еврейских полях Украины» был опубликован общим тиражом в 300 экземпляров на трёх языках (идиш, английский и французский). Стоит отметить, что в собрании МИЕВРа хранится один из немногих подписных номерных экземпляров на идише с цветными литографиями.