Лаг ба-Омер

Лаг ба-Омер – праздник, который отмечается на 33-й день омера. Омер – определенный интервал времени между двумя другими еврейскими праздниками – Песахом и Шавуотом. Отсчет омера начинается на следующий после Песаха день, когда в Иерусалимский храм приносилась жертва в виде снопа ячменя, и заканчивается за день до праздника Шавуот, когда в Храм приносили сноп пшеницы. Длится период омера семь недель.
В этом году Лаг ба омер приходится на 18 мая. 
Традиция празднования Лаг ба-Омера восходит к средним векам, к эпохе распространения мистического учения каббалы. В Библии этот праздник не упоминается. В этот период действовали многие законы, напоминающие законы еврейского траура. Талмудическая традиция связывала это с историческими событиями: во время антиримского восстания Бар Кохбы в середине II в. н.э. в период омера пришла чума, от которой умерло множество повстанцев. На 33-й день омера чума прекратилась, поэтому в Лаг ба-Омер были сняты все траурные ограничения. В этот день устраивалось множество свадеб, занятия в хедерах и иешивах отменялись, дети ходили гулять в лес со своими учителями, стреляли из самодельных луков, изображая сражения евреев и римлян.
В Израиле этот день до сих пор ассоциируется с пикниками, шашлыками и выездами на природу, а дети пекут в золе костра картошку.
Праздник имеет довольно запутанную историю, связанную с именами многих интересных личностей – рабби Акивы, Шимона бар Йохая и, конечно, Бар-Кохбы.
В еврейских источниках предводитель восстания, народный вождь Шимон по прозвищу Бар-Кохба (“сын звезды”) описан неоднозначно. Рабби Акива считал его Мессией, призванным освободить землю Израиля от римского владычества, другие мудрецы упрекали его в излишней жестокости, а рабби Акиву – в поспешных выводах. Известно, что Бар-Кохба не происходил из знатного рода и не был богат, зато обладал необычайной физической силой. Ему удалось объединить вокруг себя достаточное количество повстанцев, чтобы вынудить римские власти перебросить в Землю Израиля легионы из других провинций. Непосредственной причиной начала восстания считается римский декрет 129 года с планом построить на месте Иерусалима языческий город с храмом Юпитера. Неизвестно, удалось ли армии Бар-Кохбы занять Иерусалим, но на землях повстанцев и в их военных лагерях соблюдались еврейские заповеди, например, субботы и «шмиты».
Восстание продолжалась три с половиной года, но последователи Бар-Кохбы не могли тягаться с прибывающими римскими легионами. Последним оплотом восставших была крепость Бейтар в Иудейских горах. В результате римской карательной операции не только она, но и несколько сотен еврейских поселений были сравнены с землей. Однако и римская сторона также понесла большие потери. Поэтому в праздник Лаг ба-Омер принято вспоминать о героизме еврейских повстанцев.